УРОКИ М. ГОРЬКОГО И МЫ

О Господи! Сколько людей на свете, и всяк по-своему стонет. А где же те, которым радостно?

«Мать». М. Горький.

Известно, что с самого начала своей сознательной жизни Горький был нацелен на изменение судеб человечества путем реорганизации социального строя. И своеобразными этапами воплощения в художественных образах революционных идей стали «Песня о Соколе» (1895), «Песня о Буревестнике» (1901), пьеса «Мещане»  (1901), повесть «Мать» (1906). Уже после свершения Октябрьской революции ее результаты художественно были осмыслены в романе «Дело Артамоновых» (1925), в котором на примере трех поколений русских фабрикантов показано действие закона вырождения преуспевающего класса, как в физическом, так и в социальном планах. Недолговечность, зыбкость перспектив фабрики Артамоновых, олицетворявшей в себе  капиталистический мир, ее обреченность наиболее сконцентрировано прозвучала в неприметной реплике чахоточного попа Василия еще в самом начале романа: «На песце строят…». Советское и зарубежное литературоведение пришло к мнению о том, что выводы писателя в данном романе содержат историческое, а не только теоретическое оправдание революции. И сегодня нет оснований пересматривать это заключение. И, таким образом, произведение о судьбе рода и фабрики вырастает в роман-предупреждение. В этом смысле и сегодня «Дело Артамоновых» становится актуальным и современным.

Но желание разобраться в происходящих в России процессах у Горького обнаружилось еще в повести «Фома Гордеев» (1899), в которой перед читателем раскрывается пестрый мир новой русской буржуазии, которая становилась на ноги, крепла и набирала силу после реформы 1861 года. В этом плане обнаруживается сходство эпохи, изображенной писателем, с нашим временем. И здесь обращает на себя внимание любопытный факт: ни один из новоиспеченных буржуа, выведенных в повести, не пришел к богатству честным путем. И волей-неволей напрашивается вопрос: А ныне как? Насколько цивилизованней стали в России методы накопления за прошедшие сто лет?

В книге крупнейшего специалиста из Гарвардского научного центра Маршала Голдмена «Пиратизация России: почему российские реформы провалились» приводится следующий факт: «В благодарность за свой выход на выборах 1996 г. из почти безнадежного положения Ельцин охотно пошел на то, чтобы семь организаторов его победы – Петр Авен, Борис Березовский, Михаил Фридман, Владимир Гусинский, Михаил Ходорковский, Владимир Потанин и Александр Смоленский – поделили между собой некоторые из принадлежащих государству наиболее ценные активы в сырьевых отраслях и средствах массовой информации (…). Семь влиятельных банкиров получили контроль над 50 процентами имущественных активов страны (…). Они завладели даже более существенной долей в средствах массовой информации – 70 процентов московской прессы и радио, 80 – национального телевидения».

Таким образом, в частные руки были поспешно переведены самые доходные отрасли и предприятия, все, что пополняло казну и работало достаточно эффективно. Попросту говоря, произошла раздача лакомых частей народного богатства. В результате проведенной таким образом приватизации возникла страшная социальная дифференциация, когда большая часть населения России оказалась за чертой бедности, а дикие формы рыночных отношений привели общество к нравственной деградации. Обнаружилось, что мы не на сто лет вперед ушли, а вернулись на два века назад, в эпоху, когда на Западе происходило первоначальное накопление капитала.

Стратификационная картина конца 1990-х годов выглядела таким образом: богатые в российском обществе составляли 5%, высокообеспеченные – 7%, среднеобеспеченные – 18%. С другой стороны, малообеспеченных было 20%, бедных – 40% и беднейших – 10%. Если взять и упростить данную схему расслоения общества по уровню достатка и объединить в одну группу богатых и высокообеспеченных, то вместе они будут составлять 12%; отдельной строкой выделим средний класс с показателями 18%, а малообеспеченное, бедное и беднейшее население страны вместе взятое будет составлять 70%. Таким образом, налицо вопиющая социальная несправедливость.

И за последние годы в этой картине мало что изменилось. По данным газеты «Правда» (январь – февраль 2017 г.), 62 % благосостояния современной России приходится на долю долларовых миллионеров, 26 % – на долю долларовых миллиардеров. На долю абсолютного большинства населения России приходится лишь 12 % от общего благосостояния. И здесь не мешало бы вспомнить формулу А.С. Аскольдова, выведенную им еще в 1918 г. и до сих пор не потерявшей своей значимости: «Болезненное неравенство есть общественное зло».

Вспомним, что герой Горького, Фома Гордеев, считал страшное состояние жизни результатом деятельности ее новоиспеченных «хозяев» – купцов. И именно потому в конце повести в припадке ненависти и отвращения он яростно бросает им в лицо: «Не жизнь сделали – тюрьму… Не порядок вы устроили – цепи на человека выковали. Душно, тесно, повернуться негде живой душе… Вы не жизнь строили – вы помойную яму сделали! Грязищу и духоту развели вы делами своими… Вы испортили жизнь! Вы все стеснили… от вас удушье…  от вас!» Симптоматично и то, что принадлежащий к тому же классу Фома, в минуты отчаяния говорил: «Мы живем без оправдания… Совсем не нужно нас (…). Убейте меня… чтобы я умер…».

Наиболее сильно и ярко революционные события начала ХХ века отразились в повести «Мать». Заслуга Горького была в том, что он впервые в цельном, плотно сбитом произведении широко и панорамно показал развитие революционной идеи в России, он дал колоритные портреты представителей революционной интеллигенции, пролетариата, крестьянства. Типы и характеры, выведенные в  повести, их отношение к революционной работе, их убежденность, горячая вера в победу социалистических идей изображены столь сильно и осязаемо, что впечатляют и поныне, спустя более ста лет со времени создания.

Повесть несла в себе не только убеждение о неизбежности разрушения самодержавия за 10 лет до Октябрьской революции, она явилась предупреждением господ о том, что такая жизнь недопустима, что она – без оправдания! И предупреждение было о неминуемой расплате за все многовековые истязания народа, о том, что рано или поздно зреющий народный гнев прорвется, и извержение его будет сопровождаться потоками крови.

В конце 21-й главы первой части Андрей Находка говорит о типе людей Весовщикова: «Когда такие люди, как Николай, почувствуют свою обиду и вырвутся из терпения, – что это будет? Небо кровью забрызгают, и земля в ней, как мыло, вспенится…»

Заметим: профессиональный революционер рассуждает об этом не со злорадным удовлетворением, а с щемящей горечью; он понимает жестокость и нежелательность такого исхода, но он же видел, что жизнь иного выхода не предоставляет. Как убежденный революционер он считает, что каждая пролитая капля эксплуататора заранее омыта озерами народных слез и видит в этом справедливость возмездия, но, тем не менее, она его не утешает.

В пятой главе второй части бывший крестьянин Михаил Рыбин, олицетворяя в образе «дьявола» извечного народного врага и притеснителя, пророчествует: «Не жди прощения, дьявол! Не я – другой, не тебе – детям твоим возместит обиду мою, – помни! Вспахали вы железными когтями груди  народу, посеяли в них зло – не жди пощады, дьяволы наши!» Он же скажет в следующей главе: «Великие казни будут народом сделаны, когда встанет он. Много крови прольет он, чтобы смыть обиды свои». И, как Находка, Рыбин тоже находит справедливой такую расплату и философски обосновывает ее: «Эта кровь – его (народа – П.Ч.) кровь, из его жил она выпита, он ей хозяин».

В связи с общественными переменами, произошедшими в нашей стране за последние три десятилетия, проблемы, поставленные Горьким более 100 лет назад, не только не снимаются с повестки дня, а, наоборот, актуализируются. Необходимо сегодня принять его предупредительные сигналы, чтобы не повторилось то, что однажды уже произошло.

Кому-то последнее замечание может показаться неуместным  и натянутым. Но вот отнюдь не просоциалистическая газета с простым названием «Жизнь» публикует статью Л. Шахова об антинародной деятельности российского правительства, которая завершается рядом риторических вопросов и логическим выводом из них: «Разве это справедливо? Разве народ не имеет права на достойную жизнь? Или это тоже монополия, но только для избранных? Тогда (…) надо помнить об одной маленькой истине: у народа тоже есть монополия. Одна маленькая-маленькая монополия. Монополия на революцию…»

Л. Шахов – журналист, и слова его можно принять за чистую риторику, желание попугать властьимущих призраком революции; от них можно отмахнуться, не брать в расчет. Но вот мнение человека знающего и не страдающего излишними эмоциями: академик Российской академии наук О.Т. Богомолов  выразил свое опасение по поводу того, что «растущее напряжение между полюсами богатства и бедности грозит взрывом».

Это не упражнение в красноречии, здесь попытка осмысления текущего момента и желание предотвратить очередную надвигающуюся катастрофу. Сегодня абсолютное большинство россиян ратуют за пересмотр итогов приватизации, потому что чувствуют и осознают несправедливость произошедших перемен. Резко отрицательно оценивает результаты приватизации читатель «Литературной газеты» В. Куликов и считает необходимым их политическое переосмысление. «В противном случае, – предупреждает он, – разрыв между мнением властей и мнением граждан будет только увеличиваться, что чревато социальными потрясениями в нашей и без того неспокойной стране». Сходная позиция и у М. Китаевой, признающей итоги приватизации «грабительскими». И она считает необходимым пересмотр ее результатов, и, как и В. Куликов, предполагает возможный ход событий: «Если это не сделает власть в ближайшее время, то это может потом сделать общество, и довольно жестоко».

В свете вышеизложенного Горький и его произведения снова обретают злободневный характер в наши дни. И современным «рыцарям» первонакопления не мешало бы помнить уроки, данные пролетарским писателем в «Матери», в истории  рода Артамоновых, в образе Фомы Гордеева, который еще в конце прошлого столетия пророчески предупреждал господ: «Понимаете ли, что только терпением человеческим вы живы?»

Предупредительные сигналы идут.

Но мы ведь таковы, что снова их не слышим…

Пётр Чекалов

О, привет 👋
Приятно познакомиться.

Подпишитесь, чтобы получать НОВОСТИ

Мы не спамим! Прочтите нашу политику конфиденциальности, чтобы узнать больше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *